Публикации о получении метанола в домашних условиях.

Это уже вторая "бомба" журнала "Приоритет". Первая была связана с производством спирта на дому ("Водка -домашнему" — "Приоритет" 1-91, с.29). И вот теперь гражданам предлагается с соб лучения автомобильного топлива, "на кухне". Мы считаем, что ступаем правильно, давая с соб лучения спирта в домашних условиях. Дорогой спирт — это соблазн правительству залатать свою бездарную экономическую литику.
Спирт дешев, и его искусственная дороговизна безумно дорого обходится всем нам. Так что, когда у власти находятся временщики, проблемы, им вверенные, остается решать изобретателям. Мы научим людей делать чистый спирт практически из чего угодно. Вы всерьез хотите связать проблему власти с "бесплатным" автомобильным топливом? Видите ли, наше правительство шло на введение рыночной экономики в период паники спроса.
Нам внушают идею о выравнивании цен на бензин д мировые цены. Но за месячную зарплату немецкий рабочий мог бы купить 3,3 тонны бензина, наш работяга — 220 литров (справедливо и для России XXI века - прим. ред.). Это притом, что Германия бензин ввозит. Так что, вывозя в огромных количествах топливо и, обогащая на этом кучку дельцов, нас лишают не только будущего, но и настоящего.
этому мы и шли на публикацию технологии лучения метанола из природного газа. Но возникнут сложные проблемы. Нужно будет опять ставить газовые счетчики на каждую квартиру, контролировать их. том это просто опасно: ведь метанол — страшный яд. Что касается счетчиков — это не наша проблема и не проблема граждан. Думаю, что в настоящее время проконтролировать лучение метанола в квартирах невозможно. Не смогли же тысячи участковых кончить с самогоноварением. А маленький чемоданчик, дключенный к плите и водопроводу и к тому же не издающий никаких запахов, искать безнадежно. Что же до ядовитости метанола здесь вы абсолютно правы — 30 мл выпитого метанола, смертельны. Но и рюмка бензина ядовита не меньше. Но если выхлоп сгоревшего в двигателе бензина медленно губит все живое в городах, то выхлоп метанола абсолютно чист. Кроме того, двигатель, работающий на метаноле, служит во много раз дольше и мощность его намного выше. этому его широко ис льзуют в с ртивных машинах. Знаю это как бывший мотогонщик. Самое главное для безопасности производства метанола на нашем оборудовании — точно следовать рекомендациям. этому мы лишь в четвертом номере, бесплатно всем дписчикам нашего журнала, пришлем катализатор (прим. Ред.— так и не прислали), без которого процесс йти не может.

 

Итак, вот план публикации номерам:

"Приоритет " № 1-2 — общие сведения о лучении метанола из природного газа. "Приоритет" №3-4 — чертежи установки переработке метана в метанол. "Приоритет" №5-6 — монтаж, меры безопасности, контроля, инструкция включению оборудования. Бесплатно для дписчиков прилагаются 50 г катализатора примерно на 10 тонн метанола). В продажу номера журнала "Приоритет" с пакетиком катализатора будут ступать более высокой цене. В дальнейшем мы готовы ставлять катализатор из расчета 50 рублей на 1 тонну метанола (в масштабах цен середины 1992 г. — журнал стоил 150 рублей). Оборудование изготавливается на фрезерном и токарном станках со средней точностью.

 

В связи с ступившими требованиями государственных чиновников от редакции - прекратить опубликование "метанольных" статей, сообщаем следующее:

пытки реализовать технологию лучения метилового спирта из природного газа в домашних условиях предпринимались и до нашей публикации. В редакцию приходили разработчики, сообщали о своих экспериментах. всей видимости, эти и добные сообщения уже распространяются среди умельцев и инженеров-профессионалов. Предложения выслать техническую документацию на компактную установку для домашнего производства метанола уже публиковались ранее. Как передавали нам дписчики, в газетах Днепропетровска, Казахстана и Калининграда. Все меры предосторожности, связанные с изготовлением, запуском, эксплуатацией, контролем работы и исправности установки лучению метанола в домашних условиях редакция имела намерения опубликовать со всеми необходимыми дробностями и с учетом рекомендаций специалистов взрывам и жарной безопасности до времени публикации сведений о конструкции и требуемом катализаторе. В настоящее время редакция отодвинула планируемые ранее сроки публикации конкретных данных конструкции установки.
В ближайших номерах будет дана лишь физика процесса, рассмотрены принципиальные возможности миниатюризации элементов аппаратуры в качестве материала для обсуждения, дискуссий. Мы придерживаемся той точки зрения, что решение вышеназванной технической задачи может иметь значение в весьма недалеком будущем. Это связано с тем, что проблема исков альтернативных источников энергии обостряется с каждым днем. Метан относится к числу природных топлив, ис льзуемых в мизерных количествах, хотя запасы этого газа можно сказать глобальные. мнению авторитетных климатологов роль метана в общем теплении планеты, либо соизмерима, либо еще опаснее, чем роль углекислого газа. Именно ис льзование метана вблизи мест его образования путем, в частности, превращения в метиловый спирт, может стать столь же актуальной задачей, как широкое освоение ветроэнергетических установок, солнечных батарей, солнечных коллекторов, и т.п. Мы считали бы неправильным "закрыть" эту тему.

Со своей стороны, однако, мы примем все меры, чтобы информировать наших читателей о степени опасности и необходимых предосторожностях, связанных с лучением метилового спирта и обращением с ним. В свою очередь, мы считали бы более эффективным средством отстранения от этого занятия недостаточно дготовленной части населения установку в квартирах и домах газовых счетчиков. Это сразу бы отсекло от самодельщиков ту часть, которая имеет в виду только решить проблему топлива для своего автотранс рта, так как "искусственный бензин", лучаемый из газораспределительной сети, оказался бы не дешевле того, что продается рыночным ценам.

С глубоким уважением, редактор "Приоритета", Ю.Медведев.

 

Людям знающим видно было из первого номера, а остальные, я уверен, уже ознакомились с имеющейся литературой и обнаружили, что никаких новых реакций с метанолом мы не производим. Химия процесса достаточно традиционно и известна лвека, если не более. Известна и технология метанола в промышленных масштабах. Задача состояла в том, чтобы миниатюризировать процесс. Производственное, аппаратурное оформление его весьма громоздко. Крупногабаритные химические реакторы, теплообменники, емкости для смешения реагентов в присутствии катализатора... Давно замечено, что у изобретателей, исследователей мозги устроены иначе, чем у руководящих работников. Для нас, людей техники, ясно, как Божий день, что если есть задача, она будет решена. Тут не нужны и просту бессмысленны нуждения либо запреты. Другая вещь, которую недо нимает начальство, это время, в которое мы реально живем. Что толкузапрещать открыто печатать решения технических задач? Есть ксерокс, есть другие средства, с мощью которых те же самые чертежи и схемы будут размножаться. А далее их будут рассылать чте, продавать в дземных переходах. Ко времени окончания публикаций этой серии не исключаю явления интересных альтернативных разработок. Сказать же, что техника эта вовсе безопасна, было бы просту глу : ничто, связанное с ис льзованием горючего газа, вовсе безопасным не бывает. Когда б не нужда, никто не брался ни добывать, ни перекачивать, ни хранить в гигантских емкостях эти летучие вещества гигантской взрывной тенции. Но нужда не всеми нимается заблаговременно. Раньше других ее предвидят ученые и изобретатели. Мы будем, жизнь нас заставит, — добывать энергию "из чего пало" — из отбросов, объедков, экскрементов. Но чтобы конструкция и процесс достигли совершенства, они должны быть "обкатаны" в мозгах не одного и не двух, а многих людей. Так делалось, и будет делаться техника. Обмен идеями опытом необходим для всякого развития. Конечно, с койнее было бы не развиваться. Запретить — и все. Тогда если жары и случатся, то не вине, не недосмотру начальства. Однако ведь и для предотвращения и для тушения жаров требуется техника. А чтоб явилась техника, требуются изобретательские решения, а чтоб были таковые, требуется открытая широкая среда для выдвижения идей, обсуждений, конкуренции и т.д. Как мало учит нас история! Сколько натерпелись ведь от запретов. Сколь неэффективна такая форма управления! Казалось бы, ясно... Ну что ж, ссориться с грозными оп нентами в лице Госкомитета чрезвычайным ситуациям, Управления газового надзора, Службы противо жарных и аварийно-спасательных работ МВД РФ не хотелось бы. этому ограничимся до ры идеями, соображениями, эскизами возможных решений. С конструкцией же и катализатором, уважаемые читатели, придется временить. Надеюсь недолго.

 

Не без сучка и задоринки, но дело идет.

Не надо вставать в зу. Блюстители справедливости, ответственности, безопасности и т.п. не всегда могут брать в расчет реальности, что возникает при продвижении новой технической идеи на пути к ее практическому осуществлению. "Вы нам обещали когда?" (Это насчет "бензоколонки на кухне".) "Вы какую объявили цену?" ( дписную.) Большинство наших дписчиков тёртое, ситуацию нимает и принимает. Но есть и оп ненты. Их мы приглашаем с койно разобраться, без обид. Может быть, что-то вторим. Итак, началось с того, что в основание журнала инновационного бизнеса председатель Изобретательского центра Г.Н.Вакс ложил ряд идей из своего творческого багажа. Они приобрели особую актуальность в связи с создавшейся ситуацией в стране. Иной автор усмотрел бы здесь особое предвидение. Так или иначе, но факт остается фактом. Проект домашней метанольной установки, компактной кирпичной машины ( дробно о ней в следующих номерах) и ряд других разработок относятся, однако, к разряду таких технических решений, которые не всегда приходят к реализации с одного захода и кратчайшим путем. Но если в ней отягчающие обстоятельства лежали главным образом внутри технической проблемы (не все, но большинство), с метанольной установкой дело иное: осложняют ее продвижение больше обстоятельства внешние. 0 них мы писали, стоит ли возвращаться вновь?

 

Теперь вопрос, а был ли резон ввязываться в это дело?

а) — мимо интересов бизнеса,

б) — во имя этих интересов.

Однозначные ответы на добные вопросы заранее иметь невозможно. Они проясняются ХОДУ дела. Мы нарвались на противо жарное ведомство, на прокуратуру. Могли ли предвидеть? Как дважды два — не могли. Не уютность, опасения, конечно, испытывались, но конъюнктура неустойчива сегодня во всех ракурсах. Что с водкой, что с энергоносителями... Мы обнаружили, далее, некоторые неучтенные вещи. Например, относительно реакции двигателя на метанол. Устранимые, но не учтенные. Масса еще моментов, которые возникали и возникают путно, Моменты технические, процессуальные. Говорить ли о финансовых? Уж катализатор-то, когда объявили мы программу, точно было в наших возможностях разослать дписчикам, какие захотят его лучить. Но налоговый пресс и рост цен опережали намного наш финансовый тенциал и сделали это сомнительным делом. И так далее. Что же, — нет, ввязываться все же не следовало? Не будем привлекать в ддержку обратного мнения историю с ее яркими, но всем известными примерами. Не будем. Хотя лагаем, что компактной метанольной установке суждено сыграть в будущем крупную роль, и не скроем гордости, что эта идея шла в технический оборот впервые с наших страниц. Обратимся однако, к продолжению метанольной программы. Фактический запрет публикации дробной конструкции установки в худшем случае отсечет часть слушных ис лнителей готовым чертежам. Остается, однако, немалое число тех, кто будут додумывать, и экспериментировать сами. Они внесут и в конструкцию и в технологию то разнообразие решений, что бывает необходимо для лучения оптимума. Такие идеи, родившись, не умирают, им предначертано плодотворное продолжение, и оно, кажется, уже есть, свидетельства чему вы встретите уже в этом номере (с. 38). И в следующем мы не оставили без ддержки и консультаций практические шаги строительству метанольной установки. второму вопросу ответ скорее будет утвердительный. Вряд ли другая техническая публикация могла, как эта, обратить внимание широкого круга читателей на новое издание. Вряд ли иным с собом мы могли бы знакомить людей со многими другими техническим проектами, разработками, опубликованными в этих номерах журнала. Число запросов публикациям растет, впрочем, не очень высокими темпами, что предопределено общей обстановкой в стране. Но растет! На будущий год "курс выживания" останется приоритетным в "Приоритете". Будет представлена коллекция механизмов и технологий, вы лнимых на "гаражном уровне" и решающих первоочередные задачи бытия. На этот раз — с чертежами и фотоснимками. дробнее о программе на будущий год — 2-я и 3-я стр. обложки. Все прочие наши рубрики имеют шанс сохраниться также в номерах будущего года.

 

"20% спирта, остальное бензин, - так будет лучше!"

Э ха дешевого бензина безвозвратно прошла, и не удивительно, что люди ищут и находят альтернативные пути, которые, не претендуя на универсальное и окончательное решение топливных проблем, могают заменить нефтепродукты другими энергоносителями, в том числе и. спиртом (см. "БЕНЗИН", ЛУЧЕННЫЙ НА КУХНЕ", "Приоритет". 1-2'1992). Спирт — превосходный заменитель бензина. На некоторых автомобильных заводах, — например, в Индиана лисе (США) — большинство автомашин заправляются спиртом. Немалую пулярность завоевали шоссейные мотоциклы, работающие исключительно на спирте. мимо себестоимости топлива, главная проблема, которая тревожит приверженцев "спиртового" двигателя, заключается в ускоренной коррозии некоторых его деталей. Ведь метанол-сырец содержит примеси (высшие спирты, ацетон, вода), от которых в промышленных условиях освобождаются ректификацией. нятно, что при лучении метанола на кухне из природного газа, как рекомендует изобретатель Геннадий Вакс, лучить чистый спирт невозможно!

В настоящее время специалисты считают реальным ис льзование топливной смеси, состоящей из 80% бензина и 20% спирта. Такая смесь сохраняет достоинства обоих ком нентов. Это доказывает опыт фирмы "Фольксваген", которая отправила 45 машин на смешанном топливе (8% бензина и 15% спирта) в испытательные рейсы в экстремальных условиях: часть —за лярный круг в Лапландию, а часть —на каменистые и пыльные дороги Корсики. Результаты испытаний оцениваются как более чем удовлетворительные. Технология производства самого топлива — в первую очередь метилового спирта — проста и не требует чрезмерных затрат. Метиловый спирт (метанол, древесный спирт, СН ОН) вплоть до 20-х годов текущего столетия лучали чти исключительно как бочный продукт сухой перегонки древесины. Этим и объясняется его распространенное название "древесный спирт". Сегодня метанол лучают в основном путем каталитической гидрогенизации окиси углерода д высоким давлением экзотермической реакции: СО + 2Н = СНОН. Катализатором служит смесь окислов цинка и хрома с добавкой графита и воды. В качестве сырья для производства метанола ис льзуют уголь, древесину и газ метан (СН). Метан является основным ком нентом природных (77—99%), путных нефтяных (31—90%) и рудничных газов. Изобретатель Г. Вакс предлагает "гнать" метанол из природного газа, экспроприируя его из бесконтрольной городской газо-разводящей сети. Но некоторые виды природного газа имеют более простое происхождение. Так, метан образуется при разложении растительных остатков бактериями. Это настолько обильный источник, что ему приписывается иногда главная роль в образовании "парникового эффекта" на нашей планете. лучают метан и искусственно, путем анаэробной обработки навоза (без доступа воздуха), либо в газовых генераторах. Дешевый генератор газа объемом 3—4 куб. м при стоянной загрузке навозной жижей обеспечивает непрерывное производство и хранение газа объемом 1,5 куб. метра. Изобретатели—микробиологи А.Н. Ножевникова с коллегами в сбраживаемый навоз добавляют микроорганизмы (патент №124734), втрое ускоряющие процесс образования метана. Ис льзуя бросовый метан для выработки метанола—топлива, автолюбители снизят дефицит бензина и, как следствие, его стоимость.

А. Ренкель, патентовед.

 

ДОМАШНЯЯ ТЕХНОЛОГИЯ МЕТАНОЛА ОПАСНА.

статье №150 из Уголовного Кодекса РСФСР: "Уничтожение или вреждение личного имущества граждан в результате неосторожного обращения с огнем, электрооборудованием, горючими жидкостями и иными веществами и предметами, представляющими вышенную жарную опасность, влекущую за собой гибель людей или иные тяжкие следствия, — наказывается лишением свободы до трех лет или исправительными работами на срок до двух лет".

В газетных публикациях, а затем в журнале "Приоритет" за 1992 год (? 1-2) были изложены общие сведения о процессе лучения метилового спирта (метанола) из природного газа, который затем можно ис льзовать в качестве автомобильного топлива. этим публикациям все выглядит просто: аппарат размером с небольшой чемоданчик (компрессоры, трубки, катализатор, емкости и т.п.) дключается одним шлангом к водопроводному крану, другим к газовому крану, электрический шнур включается в розетку и технологический процесс шел — в канистру течет чистый метиловый спирт, все проблемы с заправкой бензобака решены. Литр метилового спирта чти в десять раз будет дешевле бензина. Трудно в наших экономических условиях дать более привлекательную для рядового гражданина рекламу. Не будем оспаривать эту идею с точки зрения химии и представим, что процесс шел и метиловый спирт лучен. Рассмотрим работу этого домашнего аппарата с точки зрения взрывов и жарной безопасности. Заявленный технологический процесс всем существующим правилам и нормам должен осуществляться в заводских условиях, отвечающих жестким требованиям взрывов и жарной безопасности, а именно: — конструкции здания ( мещения) должны отвечать требованиям взрывозащиты нескольким зициям. Даже конструкция ла должна отвечать двум требованиям: быть несгораемой и безыскровой; — мещение должно иметь механическую вентиляцию во взрывозащищенном ис лнении. Электрооборудование мещения (электропроводка, светильни, выключатели, розетки и т.п.) должны быть также во врывозащищенном ис лнении. Должны быть вы лнены требования защите от атмосферного и статистического электричества. В домашних условиях, где столько синтетических материалов и изделий, человек рой сам носит на себе электрический тенциал - несколько тысяч вольт и может дать искру (при прикосновении к металлическим конструкциям). Какие же условия или вернее закономерные случайности могут влечь за собой взрыв и жар? Вот лишь некоторый их перечень: отрыв шланга от газового крана; разрыв металлических трубок в самом аппарате; не герметичность соединений; разлив метилового спирта при пере лнении емкости, при переливании из одной емкости в другую и т.п. Разлитый метиловый спирт, испаряясь, будет за лнять парами объем мещения. Здесь нелишне привести техническую характеристику метилового спирта (не акцентируя внимания на его сильную ядовитость, ставшую причиной многих смертей и сле ты людей). Метиловый спирт — это бесцветная легковоспламеняющаяся жидкость плотностью 795 кг/куб. м, температура вспышки 8, температура воспламенения 13, температура самовоспламенения 436 градусов Цельсия; температурные пределы воспламенения от 7 до 39 градусов; максимальное давление, развиваемое при взрыве, составляет 7,4 кг/кв. см; нормальная максимальная скорость горения паро-воздушной смеси 0,572 м/с. Если концентрация паров метилового спирта достигает нижнего концентрационного предела в воздухе мещения, то достаточно зажженной спички или сигареты, искры от выключателя, розетки, лопнувшей электрической лам чки, разряда статического электричества, любого нагретого до 440 градусов предмета, чтобы произошел взрыв. Это ТОТ взрыв, который мало чего живого оставит на своем пути. Специалистам добные картины приходилось видеть не один раз. Да и в газетах нет-нет, да и являются короткие сообщения о трагедиях. Так, например, в "Известиях" от 07.12,92. г. публиковали о взрыве паро-воздушной смеси на химическом комбинате в г. Стерлитамаке, в результате которого разрушено производственное здание, гибло два человека. И это произошло на производстве, которое жестко регламентируется нормативными документами и контролируется органами Госгортехнадзора и жарного надзора, своей службой техники безопасности, а все рабочие и ИТР прошли специальное обучение мерам безопасности. Сколько же нужно метилового спирта, учитывая высокую область пределов концентрации данного вещества в воздухе (от 6 до 34,7% объемных), чтобы " дготовить" квартиру к взрыву? Если льзоваться формулами, приведенными в нормативном документе ОНТБ '24-86, то для кухни площадью 8 кв. м при высоте мещения 2 м достаточно разлить и дать испариться 1,75 л метилового спирта, чтобы произошел взрыв, при котором будет развито давление около 7 тонн на 1 кв. м ограждающих мещение конструкций. Вот уж, льзуясь словами автора этого изобретения, истине "бомба" для каждого, кто захочет воплотить это изобретение в своем домашнем мире. Ситуация, которая может произойти при внедрении "самогонных" аппаратов метилового спирта, хорошо просматривается в черном юморе анекдота, в котором приводится короткий разговор двух бизнесменов (один продает мотоциклы, а другой гробы): — Ты сколько продал мотоциклов на прошлой неделе? —Пять — Странно'. Мне заказали четыре гроба, — пятый еще где-то ездит. Так что над дверью квартиры, где будет работать аппарат, в ру сделать надпись: "Оставь надежду всяк сюда входящий". В. Климушин, В. Сгавнов.

 

МЕТАНОЛ как наиболее реальная альтернатива БЕНЗИНУ в недалеком будущем.
О ЧЕМ ПРЕДУПРЕЖДАЮТ НАС... И 0 ЧЁМ ХЛО ЧУТ ОНИ.

Согласно американским источникам информации, группы исследователей ищут такого решения проблемы переработки метана в другой продукт, чтоб процесс шел без образования углекислого газа, так как с энергетической точки зрения это являет собой чистую терю энергии. Процесс конверсии совершается в присутствии серной кислоты и ртути. Необходимость ис льзования этих веществ означает, что пытка внедрения технологии в промышленных масштабах может грозить экологической опасностью. Исследователи, однако, считают, что это устранимо, нужны до лнительные исследования. Другой, с соб, разработанный в университете штата Минисота и на фирме Дау кемикл. предусматривает переработку метана в синтез-газ в точности, как старой технологии. Однако новизна изобретения в том, что процесс протекает чрезвычайно быстро — за одну тысячную секунды. Ленни Шмидт, научный сотрудник Минисотского университета, заявил "Мы нашли катализатор, который зволяет осуществлять процесс на три рядка быстрее, чем существующая технология. А чем выше скорость реакции, тем более компактное оборудование требуется для ее проведения. В этом-то и заключается секрет огромных экономических выгод от применения нашего с соба переработки метана в синтез-газ". Ленни Шмидт утверждает, что эффективность каталитической конверсии метана в синтез-газ минисотской технологии достигает 90%. Если оба процесса докажут свою эффективность и практичность за стенами лаборатории, то они зволят вос лнить недостачу нефти, когда ее запасы йдут на убыль, предсказывает Рой Периана из фирмы "Каталитики". его дсчетам, это произойдет где-то через 50-75 лет. Если тем временем спрос на метан возрастет, газовая промышленность не будет тянуть с внедрением новой многообещающей технологии. Президент Буш надеется увеличить вклад природного газа в энергетический баланс Соединенных Штатов. Он всячески дчеркивает преимущества отечественного природного газа как необходимого элемента безопасной и экологически приемлемой литики Соединенных Штатов...

 

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ "ПРИОРИТЕТА":

Не стану определять актуальность Вашей "метанольной" разработки, замечу только, что у нас в Бендерах следний раз можно было заправить 30 литров в месяц на одно авто лимитной книжке в июне 1991 г, сле чего не стало бензина совсем, даже "коммерческим" ценам, даже для инвалидов, лучивших машины через собес.

Многие автолюбители, недоучившие химию в программе средней школы, просто не верят в возможность добного синтеза ("Бензин", лученный на кухне", Приоритет 1-2, 3-4'92), этих сможет убедить только сосед гаражу, который едет на метаноле. Я сам жду его с нетерпением. А ка, не имея опыта эксплуатации двигателя на метаноле, пытаюсь что-то найти на этот счет в литературе.

Начну с недостатков спиртов, павшихся мне на глаза: "Расход топлива обратно про рционален его теплотворной с собности, этому удельный расход спиртов при их низкой теплотворной с собности довольно большой. Если при работе двигателя на бензине его расход принять за 100%, то этанола требуется на 66% больше, а метанола — на 122%. Таким образом, для сохранения той же автономности плавания, при переходе с бензина на метанол надо иметь на катере двойной запас топлива. При работе на спиртах приходится увеличивать проходные сечения топливных трубопроводов, жиклеров и размеры плавковых камер карбюраторов. Спирты испаряются хуже, чем бензин, на электродах свечей образуется конденсат, этому холодный двигатель на спирте запустить труднее, чем на бензине. Для облегчения запуска приходится применять высокооктановый бензин или эфир, а сле прогрева переключить двигатель на питание спиртом или спирто-бензиновой смесью.

Серьезным недостатком спиртов, особенно при ис льзовании на катерах, является их гигроскопичность. Спирт, свободный от воды, смешивается с бензином в любых соотношениях, но из-за разной плотности бензина и спирта, а также из-за высокой растворимости спиртов в воде эти смеси могут расслаиваться и выпадать в осадок. С нижением температуры и вышением концентрации воды это усугубляется. Например, 15%-ная бензино-метанольная смесь при содержании воды более 0,11% расслаивается при 0 градусов Цельсия, при содержании воды более 0,24% — при 20 градусах. Этот недостаток можно частично исправить, если добавить к смеси этиловый, бензоловый или изобутиловый спирт. Метанол активно реагирует со свинцом, т.е. агрессивно действует на свинцово-оловянистое крытие бензобаков. При этом образуется белый аморфный осадок, засоряющий бензопроводы и фильтры. Бензино-метанольные смеси менее активны. В безводных смесях, содержащих 10-15% метанола, сталь, латунь и медь вообще не коррозируют, а алюминий коррозирует медленно. Присутствие в смеси воды, даже в небольших количествах, ускоряет коррозию алюминия, вызывает начальную коррозию стали. В метаноле и смесях с ним коррозирует цинк, а при длительном контакте разлагаются некоторые лимеры, в частности, прокладочный материал — лиметилметакрилат. Этиловый спирт реагирует со свинцом и магнием, но на алюминий действует значительно слабее" (Г.Морозов, "Катера и яхты" №1(107) — 1984 г, с.4-7). Не знаю, что более агрессивно, метанол к цветным металлам или Г.Морозов к метанолу, но очевидно, что наиболее эффективно применение метанола при степенях сжатия Е = 14-15. На дешевых двухтактных мотоциклетных и лодочных двесных моторчиках это собственно и делают с ртсмены. Им мотор нужен на одну гонку, сле чего его промывают, перебирают, и пр. Автомобильный же двигатель " джать" до таких степеней практически очень трудно, да и нецелесообразно, т.к. прирост мощности падает и наиболее приемлемо вышение степени сжатия до Е = 10-11, а при таких степенях сжатия двигатель может работать без детонации на качественном бензине А-95 "экстра", АИ-98. В таком случае запас хода шоссе на 40л бензина составит, скажем, 400км, на метаноле же — 200км. В случае если в ездке кончилось топливо, то даже залитый бензин не спасет ложения, ибо при коэффициенте избытка воздуха альфа меньшем или равном 0,5 для метанола, на бензине он просто захлебнется. Топливный бак и провод я в состоянии изготовить из нержавейки. А топливный насос и карбюратор из цинкового сплава, головку цилиндров из алюминия изготовить самому — дорогое удовольствие, жалко, если из-за агрессивности метанола они выйдут из строя. Еще хуже, если это произойдет в пути и придется искать "галстук".

Жидкое моторное топливо можно синтезировать из водяного газа в присутствии никелево-кобальтового или другого катализатора при нагревании и д давлением. Этот метод, предложенный Е.И.Орловым в 1908г, далее был разработан Ф.Фишером и Г.Тропшем.

Во время второй мировой войны Германия, не имеющая собственных нефтяных ресурсов, производила искусственные жидкие топлива из каменного угля. Только в 1943 г. было лучено 3,2 млн. тонн моторных топлив, что в 2,3 раза превышало количество топлив из нефти. сле войны в связи с расширением добычи нефти и снижением стоимости нефтепродуктов производство искусственных моторных топлив стало сворачиваться, в 1962г в ФРГ закрылся следний завод их производству.

технологии, разработанной американской фирмой "Мобил", из метанола лучают высококачественный автомобильный бензин с октановым числом от 90 до 96. Стоимость выработки бензина из метанола невысока, но в нее входят затраты на лучение метанола из синтез-газа. В результате такой бензин обходится дороже, чем нефтяной. В то же время разработки дешевых месторождений угля зволяют сделать производство бензина (через метанол) в лне рентабельным. Считается, например, целесообразным лучать бензин из самых дешевых в мире углей Канско-Ачинского месторождения.

*Что же касается форсирования двигателей, то тут прибегают к различным с собам — от надува до окисления. Есть испытанный с ртсменами с соб вышения мощности двигателя введением в топливо от 5 до 15%, а иногда и до 50% НИТРОМЕТАНА, что дает прибавку мощности до 40%. скольку мы сами готовим себе топливо и метан у нас на кухне, хотелось бы лучить технологию лучения нитрометана из метана. Лучше бы сделать это без азотной кислоты, ис льзуя азот воздуха и электродуговой с соб, озонирование и прочее: СН + NO = CHNO; 2N + 0 = 2NO

Итак, если вы все же дочитали до конца мое "Письмо к ученому соседу", уже за это Вас благодарю и жду ответа на главный вопрос: "Как, учитывая все вышеизложенное, доработать наш метанол, чтобы лучить в итоге за 8 часов пусть не 20 литров, а 10, но зато качественного бензина, без тетраэтилсвинца и с теплотворной с собностью, близкой к 44000кдж/кг?".

С уважением,
Маркизис Б.П.

 

P.S.В августовском номере газеты "Авто Ревю" за 1991г была статья "Бензиновый заводик... в сарае". Там говорится, что уникальную установку производству бензина разработал Новосибирский научно-инженерный центр "Цеосит". Ее можно разместить в грузовом вагончике и лучать от 150 литров топлива в сутки, до 50 тысяч тонн в год. Установка лностью автономна. Из всех видов энергоносителей для ее работы необходимо лишь электричество. А сырьем могут быть практически любые органические вещества и их смеси — спирты, эфиры, альдегиды, газы металлургических и химических производств, а также газовые конденсаты. Одним словом, вредные отходы, от которых заводы не знают, как избавиться. Режим работы — непрерывный. Одному человеку с этой установкой не справиться, А вот кооперативу, хотя бы даже гаражному — в лне. Бензиновый заводик будет рентабельным и окупит себя уже через год- лтора, если сырьё приобретать не дороже 40 рублей за тонну; а тонну бензина продавать не менее чем за 300 рублей. (Летние цены 91-го года.) Установка может выдавать бензин с любым октановым числом, вплоть до 93.

 

МЫ ОЗНАКОМИЛИСЬ С ИДЕЕЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЯ, КАК МОЖНО ЛУЧАТЬ НА САМОДЕЛЬНОЙ УСТАНОВКЕ МЕТИЛОВЫЙ СПИРТ ДЛЯ ИС ЛЬЗОВАНИЯ ЕГО В КАЧЕСТВЕ ЗАМЕНИТЕЛЯ (ХОТЯ БЫ ЧАСТИЧНОГО) АВТОМОБИЛЬНОГО ТОПЛИВА. В РЕДАКЦИЮ СТУПИЛ РЯД ОТКЛИКОВ, АВТОРЫ КОТОРЫХ ВЫСКАЗЫВАЮТСЯ В ТОМ РОДЕ, ЧТО ХОТЕЛИ БЫ БОЛЬШЕГО. МЫ БУДЕМ РАССМАТРИВАТЬ И ДАЛЬШЕ ВАРИАНТЫ, ФРАГМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИЙ, ОТДЕЛЬНЫЕ УЗЛЫ МЕТАНОЛЬНЫХ УСТАНОВОК. А СЕЙЧАС МОЖЕМ СООБЩИТЬ ОБ ИНЫХ СУЩЕСТВУЮЩИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ. КАК ЗАВЕРИЛИ НАС СПЕЦИАЛИСТЫ ИНСТИТУТА, ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ СИНТЕЗА МЕТАНОЛА ИЗ ПРИРОДНОГО ГАЗА.

 

Можно строить метанольную установку любой, сколь угодно малой производительности".

Коррес ндент: Насколько реалистична становка вопроса о производстве метанола из природного газа в масштабах, удовлетворяющих требности частного лица либо малого бизнеса?

Ответ специалистов.

ЗАДАЧА, КОНЕЧНО, ИЗЯЩНАЯ. НУ ЧТО Ж, МОЖНО СТРОИТЬ МЕТАНОЛЬНУЮ УСТАНОВКУ НА СКОЛЬ УГОДНО МАЛУЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ.

Мы готовы.

Вопрос. Есть ли все же ограничения минимуму производительности в лучении метанола?

Ответ. Таких ограничений нет, но надо будет разрабатывать оборудование. Есть высокотемпературная конверсия, есть каталитическая, есть трубчатая.

Вопрос: прошу прощения за навязчивость, можно ли спроектировать установку на лучение, скажем, десятков килограммов метанола в сутки? Ответ: можно. Мы в состоянии вы лнить такую задачу. У нас в институте есть научные дразделения, в них работают 13 докторов и 200 кандидатов наук. Они отрабатывают процесс на лабораторных установках. Эти установки имеют выход в пределах килограммов продукта в сутки.

Соответственно там некоторые узлы делаются из стекла, керамики... Короче: если вы средник, то находите заказчика, и с ним мы решим все вопросы. У нас есть цех опытных установок, есть опытный завод. Задача заказчика определить, какая нужна производительность, какой должен быть продукт, какого качества метанол вы хотите лучить. Главное, заказчик не должен ошибаться с производительностью. Но лучше ступить иначе: сообщить, нам исходные данные, и мы дготовим для вас техническое предложение. Это пять листочков бумаги, на которых будет принципиальная схема, исходное сырьё, материалы, энергетические затраты. Наше техническое предложение, вы можете рассмотреть с независимыми экспертами, фирмачами и пр. желанию заказчика мы можем дкорректировать параметры производительности — не более чем процентов на тридцать. Техническое предложение — это деньги маленькие. сле одобрения заказчика уже можно приступать к рабочему проектированию. Если процесс совсем неизвестный, тогда может быть еще стадия — ПРОЕКТ. Если будет установка типа лабораторной, там основное — разработка аппаратов, что займет где-то около шести месяцев.

Замечание общего рядка.

 

НАША ЗАДАЧА ДАТЬ ЗАКАЗЧИКУ ТО, ЧТО ЕМУ НУЖНО, а НЕ ТО, ЧТО ОН ХОЧЕТ (ИНАЧЕ ГОВОРЯ, МЫ ЗНАЕМ ЛУЧШЕ, ЧТО ВАМ НАДО).

Вы нам скажете: я в квартире хочу иметь установку. Сделайте мне ее так, чтобы она не взорвалась. Правильно. А как я узнаю, что мне сдали такую установку? Как я узнаю, что она не взорвется? Да очень просто: мы даем регламент, которому все расписано, что включать и когда, какая блокировка, какое заземление. И так далее. Идя регламенту, вы гарантированы. Регламент будет защищать и нас, как проектировщиков, и вас, как требителя. Мы эти установки сделаем так, чтобы можно было согласовывать в различных надзорах. тому что иначе заказчик ставит установку, скажем, в Тюмени, а придет жарный и скажет: закрыть немедленно. У тебя она не зарегистрирована. А вы отвечаете: вот у меня документация, государственная фирма сделала... А, — скажет жарный, — тогда другое дело.

 

ЗАДАЧА РАЗРЕШИМА ЛЮБАЯ. И МЫ НАЙДЁМ ТЕХ СПЕЦИАЛИСТОВ, КОТОРЫЕ МОГУТ ЕЁ РЕШИТЬ. Основной вопрос — платить, как лагается. Через два дня заключении договора приносите фирме 40% договорной суммы, прошло еще какое-то время — ходу дела ещё 30% — тогда люди работают. Об индивидуальной метанольной установке, гаражной или кухонной. ТАМ ОСНОВНОЙ ВОПРОС — КОМПРЕССОР. В этой идее есть неле сть. Сначала давление газа, идущего магистральному трубопроводу, снизили в десятки раз, чтобы теперь его днимать. Хорошо бы, конечно, дключаться где-то к самому трубопроводу. Дело в том, что катализаторы, необходимые для процесса синтеза метанола, работают, когда есть определённое давление. Возможен, скажем, гаражный вариант. А зимой? Компрессор должен обогреваться, в холоде работать не будет. Значит, надо горячую воду... Конечно, можно сделать компактную установку. Весь мир идет пути миниатюризации производства. Но у них правило, какое? Я нскому рабочему балка упала на ногу — он не шел жаловаться. Сам знал, что виноват: не надел ботинок с носком, который выдерживает нагрузку 3 тонны. А у нас? Виновата вся технология. Они там, нарушая нормы (наши нормы!), создают компактное производство. А мы делаем так называемые разрывы — для устранения опасного соседства процессов. У нас на дурака рассчитано. Если взорвётся там, то не дойдёт туда... А если летят обломки, у нас защищено там и там... Вей у нас окружено перилами... Иностранцы плечами жимают, не могут нять, для чего эти кружева. А сейчас ещё всюду асбест требуют прокладывать... Задача, конечно, изящная. Если вы нам предложите, мы, скажем: берём месяц или лтора на то, чтобы проработать вопрос. И когда проработаем (за деньги, конечно), дадим вам резюме. Не исключено, что площади требуются большие, чем кухня, возможно, что и в гараж не влезете. В общем, есть над, чем думать.


Выберите раздел:

Используются технологии uCoz